(057) 714-96-90 (057) 714-96-89 (067) 577-47-55
 61037, г. Харьков, пр. Московский, 122 Б  info@kcci.kharkov.ua
Экспорт пошагово

2018-02-13 12:00:00

Хочу экспортировать, но не знаю, с чего начать

 

Одной из целей торгово-промышленных палат является содействие развитию экспортной деятельности.

Структура подразделений ХТПП устроена таким образом, чтобы соединить в себе множество функций, направленных на оказание максимально полной информационной поддержки, а также предоставить услуги и оформить необходимые документы представителям бизнеса, осуществляющим хозяйственную деятельность как внутри страны, так и за ее пределами.

Итак, вы производите конкурентоспособную продукцию, успешно реализуете ее на внутреннем рынке и имеете намерение экспортировать, однако смутно представляете себе, с чего начать, не говоря уже о четко продуманной стратегии.

В такой ситуации нет ничего страшного, т.к. именно для этого и существуют торгово-промышленные палаты и все, что вам нужно – просто обратиться в свое региональное отделение с конкретным узкоспециализированным вопросом или запросом на разработку стратегии экспорта.

 

С чего же начать?

 

Прежде всего, необходимо определить код товара, который вы собираетесь экспортировать, согласно украинской товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД).

Это необходимо сделать еще до заключения внешнеэкономического контракта. Потому что именно код, как идентификационный шифр, поможет вам и вашему партнеру правильно разобраться, что же это за товар, определиться с таможенными ставками,  а также с видами контроля, который будет применен к товару при его вывозе из Украины и последующем ввозе в другую страну. Ведь не секрет, что не только ввоз товара может быть сопряжен с получением дополнительных разрешающих документов, так и при вывозе его тоже могут потребоваться различные формы контроля.

Также это позволит в дальнейшем правильно описать товар в товаросопроводительных документах,  получить все сведения от производителя, если вы таковым не являетесь и минимизировать риски при изменении кода товара инспекторами таможни непосредственно при таможенном оформлении.

При проработке сделки в Европейском Союзе вы столкнетесь с номенклатурой TARIC.

TARIC (Tarif Integre de la Communaute)  – это интегрированная система тарифов Европейского Союза (ЕС).
Система TARIC основывается на комбинированной номенклатуре ЕС и содержит сводную информацию о кодах товаров, тарифных ставках (пошлинах) и других мерах регулирования.

 

При экспорте в другие страны необходимо установить соответствие кода товара товарной номенклатуре ВЭД той страны, с которой планируете сотрудничать.

 

Исследование зарубежного рынка

 

Следующий шаг – исследование зарубежного рынка.  

Экспортеру необходимо правильно принять решение о том, на рынок какой страны или региона наиболее выгодно выходить со своей продукцией, ведь именно от правильного выбора страны/региона будет зависеть успешность внешнеэкономической деятельности предприятия.

Что же в первую очередь необходимо узнать о зарубежном рынке? Для начала необходимо проанализировать интересующий зарубежный рынок на предмет объема рынка, его динамики, тенденций, спроса и предложения, каналов сбыта, тщательно провести анализ конкурентов, определить условия доступа на рынок (торговые режимы, ввозная пошлина, тарифные квоты), а также исследовать требования, нормы и стандарты, которые предъявляются к  товару.

Это позволит предприятию не только выбрать наиболее благоприятный рынок для реализации своей продукции в долгосрочной перспективе, но и минимизировать риски, которые могут возникнуть при первой же поставке товара в выбранную страну импорта.

 

Поиск деловых партнеров

 

Когда с потенциально выгодным рынком определились, необходимо налаживать контакты и искать импортера, которого может заинтересовать ваша продукция. Вы можете найти его самостоятельно, а можете прийти за помощью в ХТПП, поскольку мы имеем возможность обращаться с запросами о поиске партнеров в зарубежные ТПП и торгово-экономические миссии зарубежных стран в Украине. Или же если у вас на примете уже есть потенциальный покупатель, но вы обладаете минимумом информации о нем, то желательно провести проверку контрагента. Ведь работа с любым партнером связана с рисками, а в основе внешнеэкономической деятельности лежит минимизация рисков. К сожалению, из-за особой ментальности украинского бизнеса, к такого рода рискам относятся зачастую небрежно. Однако на практике прибыль от внешнеэкономической сделки иногда не покрывает рисков, которые игнорируются, в том числе, при проверке иностранного контрагента.

В случае, если информация о контрагенте имеется, она полная и достоверная, то можно переходить к этапу обмена коммерческими предложениями. Если вы не располагаете заранее составленным КП, мы можем помочь в этом, выгодно представив ваши УТП.

Едва ли кому-то придет в голову сомневаться в пользе деловых переговоров. С этим мы тоже можем помочь, располагая специально оборудованными конференц-залами и штатом переводчиков.

Если же экспорт планируется только в будущем, то хорошим вариантом будет посетить зарубежную выставку или поучаствовать в ней, что тоже является прекрасным способом налаживания новых бизнес контактов.

 

Заключение контракта

 

Итак, партнер найден и следующий шаг – заключение внешнеэкономического контракта. Это очень важный момент, фундамент вашей внешнеэкономической деятельности, поскольку допущенные на этой стадии ошибки могут в дальнейшем обернуться серьезными проблемами для бизнеса.

Проверяя партнера, кроме прочего, необходимо также уточнить, не применены ли к нему специальные санкции, которые влекут за собой запрет на осуществление внешнеэкономической деятельности, что, в свою очередь, может помешать вам выполнить свои контрактные обязательства или привести к применению санкций к вашей компании.

Следующим риском является неправильное определение характера сделки, что подразумевает содержание международной сделки с учетом формы и вида оплаты за товар и условий перехода права собственности на него.

Необходимо отметить, что процедуры таможенного оформления товаров, налоговый контроль за своевременностью поступления валютной выручки и соблюдением сроков исполнения внешнеэкономических операций, банковский контроль за осуществлением закупки и перевода валюты в пользу иностранного контрагента, осуществляются исключительно по установленным характерам соглашений, которые определяются путем проведения анализа положений контракта.

Форма контракта является одним из важных моментов, на которые стоит обратить внимание - несоблюдение формы контракта это еще один риск, который может привести к неблагоприятным последствиям. Согласно украинскому законодательству внешнеэкономический контракт заключается в простой письменной форме (Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности»).

Также существуют риски, связанные с выбором права, которым будет регулироваться контракт. При составлении контракта не всегда принимается во внимание, что имеются существенные расхождения в решении одних и тех же вопросов в праве разных государств.

На практике часто возникают риски разночтения между текстом контракта на разных языках и неоднозначное понимание терминов и условий контракта. Для этого целесообразно в условиях контракта определить, на каком языке будет составлен текст контракта, на каком языке будет осуществляться переписка между сторонами и какой язык будет иметь приоритет при разночтении между текстами контракта.

Наличие существенных условий контракта, является важным моментом при составлении контракта. По общему правилу, существенными признаются условия, без которых контракт не имеет юридической силы и может быть признан недействительным. Поэтому, чем более детально вы пропишите условия контракта, тем меньше будет вероятность признания его недействительным по причине отсутствия какого-либо из его существенных условий.

Наличие корректной арбитражной оговорки в контракте настолько важно, насколько важны и условия о качестве, цене товара или о сроках его поставки. Отсутствие или некорректное изложение арбитражной оговорки может привести в дальнейшем к невозможности защиты своих прав и интересов в суде.

 

Заверка документов, относящихся к внешнеэкономической деятельности

 

Итак, контракт составлен, все необходимые моменты учтены. Следующим этапом может быть заверка ВЭД документов, т.е. подтверждение оригиналов документов коммерческого характера для предоставления в Посольства зарубежных стран и иностранным контрагентам, подтверждая таким образом факт регистрации украинского предприятия в соответствии с законодательством Украины.

 

Переводы

 

В некоторых случаях может понадобиться перевод документов,  который тоже может быть сделан в Бюро переводов ХТПП. Как и перевод сертификата происхождения товара, по запросу контрагента, если данное условие прописано в контракте.

 

Сертификация

 

Сертификат о происхождении товара – это документ установленной формы, который свидетельствует о стране происхождения товара и выдается уполномоченным органом государства–экспортера в соответствии с национальным законодательством.

Страна происхождения товара – страна, где товар полностью получен или произведен. В зависимости от страны происхождения, к товару могут применяться различные льготы, например, льготные пошлины или освобождение от них при ввозе.

Происхождение товара может быть преференциальным, если между странами заключены, к примеру, соответствующие соглашения о зоне свободной торговли (страны СНГ, ЕС), и не преференциальным, если между странами нет определенных торговых договоренностей.

Не преференциальное происхождение товара предусматривает:

1.общий доступ товара на рынок определенной страны, то есть не предусматривает предоставление тарифных льгот (начисляются ввозные пошлины);

2.правила не преференциального происхождения товара используются с целью таких мер регулирования торговли, как квоты, антидемпинговые и защитные меры, санитарные требования.

Сертификат о происхождении товара требуется:

  • таможенными органами импортирующей страны с целью осуществления тарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию соответствующей страны (например, для начисления соответствующей ставки ввозной пошлины, если стране предоставляется преференциальный торговый режим доступа на рынок той или иной страны);
  • банками, например, если стороны осуществляют расчеты по внешнеторговым операциям по аккредитиву;
  • контрактами, национальными правилами импортирующей страны, международными соглашениями;
  • при получении лицензии на экспорт.

Таким образом, сертификат происхождения товара в некоторых случаях дает возможность ввезти товар без оплаты импортной пошлины, в чем, конечно же, заинтересован ваш контрагент. Для определения возможности льготного режима ввоза, необходимо обратиться в отдел экспертизы и сертификации происхождения товаров, специалисты которого проконсультируют вас, с учетом действующих международных соглашений.

 

Оценка

 

Если вы являетесь производителем и планируете экспортировать свой товар, вам может понадобиться заверка прайс-листа для таможни (на усмотрение таможенных органов некоторых стран), которую сделает сертифицированный оценщик.

Также возможно определение стоимости б/у оборудования при его экспорте, что необходимо для дальнейшего расчета таможенных платежей и прочих налогов.

 

Экспертиза

 

Предотгрузочная экспертиза – это инструмент, страхующий вас от возможных претензий грузополучателя в связи с:

  • порчей или хищением товара, которые могут произойти  во время транспортировки груза,
  • нарушением укладки товара или условий его перевозки,
  • возможными ошибками при приемке товара.

Участие третьей независимой стороны – ХТПП при отправке станет для вас надежным аргументом в спорах.

Заключение эксперта о количественных или качественных характеристиках отправляемой вами продукции поможет избежать возникновения всевозможных разбирательств с покупателями. Возможна фото- или видео фиксация процесса проведения предотгрузочной экспертизы.

 

Таможенное оформление

 

Последним шагом в осуществлении внешнеэкономической сделки выступает таможенное оформление – декларантом заполняется и выдается экспортная декларация.

В особых случаях, когда вы не планируете продавать товар, а только вывезти его за таможенную территорию Украины, а потом ввезти обратно (например, для участия в выставке) оформляется карнет АТА. Это документ, заменяющий 4 таможенные декларации – временный ввоз, временный вывоз, реэкспорт, реимпорт.

 

Валютный контроль

 

После проведения экспортной операции валютная выручка должна поступить в страну в течение 180 дней. Однако, расчеты по операциям не всегда осуществляются в указанные сроки.

Если превышение установленного срока обусловлено возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение этого срока приостанавливается на весь период действия таких форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств. Подтверждением форс-мажорных обстоятельств является сертификат Торгово-промышленной палаты о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельства непреодолимой силы) или другой уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны договора или третьей страны в соответствии с условиями договора (ст. 6 Закона № 185).

Если ситуация иная, например, наличие на упаковке товара дополнительной торговой марки, помимо собственной марки производителя, обладающей правовой охраной в стране ввоза, то в случае невозможности подтвердить правомерность использования торговой марки, товар не может быть допущен в свободное обращение и должен быть изъят. Соответственно, товарная выручка за него в страну не возвращается. Таким образом, помимо убытков из-за конфискации товара, предприятие должно заплатить пеню за нарушение сроков возврата валютной выручки.

Помочь избежать санкций за нарушение порядка валютных расчетов в данном случае возможно, оформив Экспертное заключение Харьковской торгово-промышленной палаты. В таком заключении детально описывается ситуация. Также оценщиком ХТПП может быть определена стоимость изъятого товара с чужой торговой маркой. В результате, эти документы  позволят избежать санкций за нарушение валютных расчетов.