Шановні клієнти! Консультаційну підтримку та послуги від наших фахівців можна отримати за наступними телефонами:
загальні питання, експорт, логістика
юридичні питання, форс-мажор
торгова марка, штрих-коди
інвентаризація товарно-матеріальних цінностей
відкриття бізнесу, закриття бізнесу
оформлення сертифікатів про походження товарів
товарознавча передвантажувальна експертиза
визначення кодів УКТЗЕД, експортний контроль
кадрові питання в умовах військового стану
бухгалтерський облік та оподаткування
цінові довідки та оцінка майна
переклад документів
фіксація пошкоджень рухомого, нерухомого майна для компенсації чи списання, підтвердження для банків, партнерів чи інших організацій
Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор.
Генри Форд
Выставочная отрасль в Украине сегодня переживает свои далеко не самые лучшие времена. Операторы выставочных площадок констатируют значительное падение числа экспонирующихся компаний. Эта тенденция идет вразрез с мировой, которая, напротив, уверенно растет...
В последние несколько лет я часто слышу жалобы наших предпринимателей на низкую эффективность выставок и ярмарок. «Затратно, хлопотно и неэффективно» - так можно резюмировать их высказывания.
С другой стороны, я знаю, как стремительно растет выставочная индустрия в Европе и Азии (да и не только там), и что многие компании перестраивают свою маркетинговую политику, считая выставки одним из самых эффективных инструментов.
Общаясь с менеджерами европейских компаний и «компаний-передовиков» своих отраслей в нашей стране, я сталкиваюсь с тем, что они с большим энтузиазмом откликаются на возможность принять участие в выставочных мероприятиях, заявляя в унисон об их неоценимой пользе для бизнеса...
В чем же дело? Откуда берутся такие противоположные оценки и взгляды на один и тот же предмет? Почему одни говорят, что выставки - это неэффективно, а другие, напротив, рапортуют об их высокой эффективности?
Очень простой анализ показал, что причина во многом кроется в разнице исходных установок - понимании и видении роли выставочной работы в структуре деятельности предприятий. Соответственно, это приводит к разным целям и, как следствие, критериям оценки эффективности.
Так, организации, сетующие на низкую эффективность выставок, констатируют снижение продаж (или подписанных контрактов), осуществляемых на них. Дескать, расходы немалые, а заработок несущественный (зачастую даже не покрывающий расходы на участие). То есть они рассматривают выставки сугубо как инструмент продаж.
Кроме того, зачастую их выставочная экспозиция практически ничем не отличается от их обычной «витрины» - те же предложения, только вынесенные за пределы своих представительств, торговых складов или магазинов.
Оценку эффективности участия в выставке подобного плана компании рассматривают через призму главной цели - продаж - и определяют только в соответствии с объемом реализации.
Активность персонала на 90 % сфокусирована на работе «за прилавком», т.е. на стенде. Активность вне стенда сводится к вальяжной прогулке по выставке с периодической раздачей рекламных листовок.
Очевидно, что такие организации как минимум не дифференцируют выставки по их характеру, а «гребут» все под «одну гребенку», чем уподобляют выставочную деятельность базару...
А зря. Поскольку стратегия и тактика работы зависит в первую очередь от того, выставка это или ярмарка, профессиональная или потребительская, специализированная или универсальная.
Чаще всего такой подход демонстрируют предприятия с крайне туманными представлениями о стратегическом развитии, маркетинге и построении отношений со своими клиентами (нередко последние ограничиваются лишь системой скидок).
В это же время компании, которые говорят о большой ценности участия в выставках для бизнеса, рассматривают их как инструмент маркетинга - средство коммуникаций и продвижения своего предприятия. Причем считают, что затраты на это абсолютно оправданы и польза от них несоизмеримо больше.
Стенды и экспозиции этих компаний, как правило, имеют предложения, которых нет в их привычном «пакете» и главными среди них являются новинки.
Соответственно, у них гораздо более широкий диапазон целей на участие. Привлечение новых клиентов, презентация и продвижение новых разработок, товаров или услуг, знакомство с новым регионом и его особенностями, анализ рыночного положения - лишь некоторые из них.
В общем, их работу на выставках можно объединить в группы по следующим направлениям:
1. Изучение потребителей (ориентировка в моделях поведения, общих предпочтениях, потребностях, выяснение ожиданий, критериев выбора, предпочтительных каналов коммуникаций и т.д.).
2. Укрепление связей с клиентами и партнерами (формирование доверия, демонстрация достижений, участие в профильных мероприятиях на выставке в качестве экспертов, проведение дискуссионных встреч и т.п.).
3. Приобретение новых клиентов (представление новых товаров (услуг, предложений), тестирование пилотных версий, вариантов и изучение отклика рынка на них, получение обратной связи и анализ критических замечаний).
4. Изучение рыночного положения и конкурентного окружения.
5. Нахождение новых партнеров, связей, ниш и вариантов для сотрудничества; обмен и обогащение опытом, идеями, подходами.
Активность персонала не ограничивается только стендом, а распределена по разным участкам и зонам всего выставочного пространства с четким определением тактических задач (проведение опросов, сбор информации, общение с посетителями вне стенда и т.д.). Стоит обратить внимание на то, что приоритетными направлениями работы на выставке являются изучение и укрепление (см. пункты 2 и 4 в нашем списке).
Итоги и результаты подобной работы представляют менеджменту компаний широкий спектр данных, которые позволяют чутко, оперативно и своевременно корректировать выбранные курсы движения их предприятий.
К тому же:
И это лишь малая доля выгод...
Соответственно, оценка эффективности работы компании на той или иной выставке выстраивается из суммы всех показателей согласно приоритетам поставленных целей.
Естественно, такой подход требует дополнительных усилий на подготовку как концепции участия в целом, так и выставочной команды в частности, а также разработки всей необходимой документации, сопроводительных материалов и прочего. И так же естественно, что он является частью стратегического плана развития компании, а значит, позволяет приобретать преимущества в своем секторе рынка, формируя будущие события, а не слепо ожидая их. Но это тема уже совсем другого разговора.
В завершение же сегодняшнего, - напоминание от Альберта Эйнштейна: «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме».
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Прародителями современных выставок и ярмарок стали базары и рынки в крупных торговых городах Ближнего Востока (своеобразных больших торговых центрах древнего мира), которые в канун религиозных праздников привлекали к себе огромное множество как паломников и путешественников разного рода, так и торговцев всевозможными товарами.
В первой половине XII веке наблюдался расцвет ярмарок в районе Кампании, а позже их проведение распространилось во Франции, Фландрии, Швейцарии, Англии и других странах. Отличие этих ярмарок от традиционного «базарного» торга заключалось в том, что наряду с обычной торговлей на них заключались в большом количестве торговые договора (в том числе и международные).
Первая крупная международная выставка в современной истории была проведена в 1851 году в Лондоне под названием «Great Exhibition of the Works of Industry of all Nations». В ней участвовало 17 тыс. экспонентов.
Следующей была выставка 1867 года в Париже.
В ней уже участвовало 52 тыс. экспонентов.
1876 год - Всемирная выставка прошла в Филадельфии под названием «The telephone/mass production».