Шановні клієнти! Консультаційну підтримку та послуги від наших фахівців можна отримати за наступними телефонами:
загальні питання, експорт, логістика - 095 399 09 14
юридичні питання, форс-мажор, торгова марка, штрих-коди - 050 312 84 04
відкриття бізнесу, закриття бізнесу - 073 511 00 09
оформлення сертифікатів про походження товарів - 050 305 77 80
визначення кодів УКТЗЕД, експортний контроль - 050 405 09 80
кадрові питання в умовах військового стану - 050 145 21 95
бухгалтерський облік та оподаткування - 050 407 70 08
цінові довідки та оцінка майна - 050 405 09 80
переклад документів - 099 470 17 15 - 093 771 64 66
Экономическая наука с возрастающим вниманием занята проблемами экономического роста. Этому много причин. Назовем основные.
Во-первых, в мире сохраняется ошеломляющая неравномерность развития производства среди государств и территорий, а значит, доходов и уровня жизни населения, что порождает политические, социальные и экологические проблемы не только для этих стран, но и мирового сообщества. Объем дохода на душу населения колеблется от сотни тысяч до нескольких сотен долларов в год.
Во-вторых, темпы экономического роста различны и изменяются во времени не только для разных континентов и стран, но также и для отдельных государств в силу ряда причин. А причины бывают разные: война, стихийные бедствия, перепроизводство или просто паника на бирже. Многие экономисты считают, что для объяснения экономических кризисов, также как и для периодов бурного роста учет психологических и политических факторов всегда важен.
В-третьих, мировое сообщество сталкивается с перспективой истощения невозобновляемых природных ресурсов и экологическими проблемами, как раз из-за производства.
Поэтому высокие темпы экономического развития привлекают не меньшее внимание политиков, ученых и общественности, чем кризисы.
В ХХ веке мы могли наблюдать случаи столь бурного развития экономики некоторых стран, что для них часто используют термин - «экономическое чудо».
Опыт таких стран серьезно изучается и имеет большой теоретический и практический интерес.
За последние 60 лет стремительный рост экономики продемонстрировали такие страны, как Вьетнам, Гонконг, Китай, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Япония в Азии, Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Штат Массачусетс США в Америке, а также Германия, Франция, Швеция в Европе.
Особо пристальное внимание привлекает Китай и «Азиатские тигры» – Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань. В прошлом очень бедные страны показали высочайшие темпы развития, и за относительно небольшой срок стали новыми индустриальными странами, а по многим показателям – постиндустриальными. Сегодня они наряду с США, Японией и Европейским Союзом соперничают за право лидерства на мировом рынке.
Представляют интерес как общие, так и специфические факторы, обеспечившие феноменальный экономический успех этих стран.
Начнем с общих характеристик.
Населению этих стран повезло в том, что в период бедственного положения к власти пришла патриотически настроенная элита. Даже лидеры китайских коммунистов не скрывали, что они прежде всего патриоты. Подход к политической идеологии лучше всего выразил Дэн Сяопин. Он сказал: «Неважно, какого цвета кошка, а важно, как она ловит мышей». А его любимый иероглиф означал: «Практика – критерий истины».
Рыночные реформы и курс на модернизацию проводился в условиях более или менее жесткой диктатуры, получившей название «диктатуры развития», которая в отличие от «диктатур воровства» не позволила олигархическим кланам уничтожить конкуренцию на рынке и перекрыть доступ остальным к финансовым и природным ресурсам, как это случилось на постсоветском пространстве.
Во всех странах были проведены радикальные преобразования на основе западных концепций свободного рынка, прежде всего в сельском хозяйстве. Китайские коммуны были распущены, в результате чего за двадцать лет производство зерновых удвоилось, а производство мяса увеличилось в 12 раз.
Однако капитализм на основе принципа невмешательства государства в экономику laissez-faire [лесе-фэр] (фр. позвольте-делать) в современных условиях себя не оправдал, а экономика на основе госсобственности себя полностью дискредитировала. Выиграли те государства, которые нашли золотую середину с учетом своих национальных особенностей.
Результат – рейтинг среди 189 стран по благоприятности ведения бизнеса на июнь 2015 года: 1 – Сингапур, 4 – Южная Корея, 5 – Гонконг, 11 – Тайвань.
При обретении независимости Сингапур страдал от высокой коррупции. Ли Куан Ю – первый премьер-министр Республики Сингапур (1959 – 1990), один из создателей сингапурского «экономического чуда», так характеризовал положение: «Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни».
Борьба с коррупцией началась «путём упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования». Были резко подняты зарплаты судьям, полицейским, ответственным госслужащим. Была жёстко подавлена мафия (триады), создан независимый орган для борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти. Расследования были инициированы даже против министров, близких родственников и соратников Ли Куан Ю.
Сейчас рейтинг среди 174 стран по уровню коррупции составляет (100 баллов – полное отсутствие коррупции): 7 – Сингапур (94 балла), 15 – Япония (76 баллов), 17 – Гонконг (74 балла), 17 – США (74 балла), 35 – Тайвань (61 балл), 43 – Южная Корея (55 баллов), 100 – Китай (36 баллов), несмотря на жестокую борьбу с коррупцией), 136 – Россия (27 баллов), 142 – Украина (26 баллов).
Ставка была сделана на трудовые ресурсы, дисциплинированные и трудоспособные, а также развитие производства экспортно-ориентированной конкурентоспособной продукции.
В Китае, Тайване и Южной Корее начинали с развития сельского хозяйства и легкой промышленности, где требуются относительно небольшие капиталовложения и большое значение имеют свободные трудовые ресурсы. В 60-е годы 40% всего корейского экспорта составляли одежда и текстильные изделия. Такая же картина была и на Тайване. После создания инфраструктуры (дороги, энергетика, в том числе атомная), был накоплен технический и управленческий опыт, и появилась возможность развивать промышленность. Большое значение уделялось привлечению иностранного капитала и импорту технологий. Так, в этих странах начала развиваться металлургия, а потом и автомобилестроение, судостроение, электроника, авиация, финансовые услуги. Сейчас Гонконг и Тайвань являются ведущими финансовыми центрами Азии и мира. Гонконгская фондовая биржа уступает лишь Лондонской.
Харьковская торгово-промышленная палата осуществляет услуги экспортного консалтинга. Подробнее можете ознакомиться на нашем сайте.
ДЛЯ ПРИМЕРА
Еще полвека назад в нищий Сингапур не ступала нога иностранного инвестора. Чтобы привлечь зарубежных предпринимателей, правители Сингапура упростили налогообложение и условия ведения бизнеса. Инвесторы получили право на освобождение от уплаты налогов сроком на 5, а затем и на 10 лет. Сингапур боролся за каждого инвестора. Для этого было создано Управление экономического развития (УЭР), специалистам которого пришлось немало потрудиться, чтобы убедить иностранных бизнесменов в том, что с Сингапуром можно иметь дело. Агенты УЭР буквально обивали пороги мультинациональных компаний. Далеко не каждый управляющий знал, где находится Сингапур, и лишь единицы соглашались отправить туда свои миссии. Это был настойчивый и эффективный маркетинг. Сегодня Сингапур насчитывает 7 000 иностранных мультинациональных компаний и 10 000 малых и средних иностранных предприятий. Больше всего в экономику Сингапура инвестируют США, Нидерланды, Великобритания, Япония и Швейцария. Иностранные инвесторы дали Сингапуру высокие технологии, рабочие места и гарантии безопасности.
Благоприятные условия для инвестиций, относительно дешевая рабочая сила и низкие ставки налогов в стартовый период сделали «азиатских тигров» привлекательными для иностранного капитала. В Гонконге нет налога на добавленную стоимость и всего 3 налога, из которых 17,6% налог на прибыль, 5,1% трудовой налог, 0,1% — другие. Суммарная ставка налогов составляет 22,8%.
Сейчас объем иностранных инвестиций в странах юго-восточной Азии составляет от 50 до 65% от общего объема инвестиций. Китай ежегодно привлекает от 40 до 60 млрд. в год, хотя сам является крупным инвестором в Азии и Африке.
Современные технологии. Основное внимание «тигры» уделяют развитию наукоемких отраслей. По уровню компьютеризации и внедрения роботов Сингапур занимает второе место в Азии после Японии. Сингапур также третий по величине центр нефтепереработки в мире после Хьюстона и Роттердама (свыше 20 млн. т. сырой нефти ежегодно). Корея занимает второе место после Японии по объему судостроения. Тайвань — один из мировых лидеров по производству спортивных яхт.
Во всех странах — «азиатских тиграх» традиционные трудоёмкие отрасли неуклонно вытесняются более капиталоёмкими и наукоёмкими отраслями.
Также Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея успешно развивают туристический бизнес.
Руководство этих стран понимало и понимает, что создание и управление современным производством требует большое количество высококвалифицированных научно-технических и управленческих кадров. На их подготовку и внутри страны, и за границей выделяются огромные средства. Широко привлекаются иностранные специалисты — высокая заработная плата и комфортные условия работы позволили привлечь лучшие интеллектуальные силы мира.
ДЛЯ ПРИМЕРА
Правительство Ли Куан Ю сделало ставку на образование. «Мы верили в наших молодых служащих, в их честность, интеллект, энергию, пусть даже и при полном отсутствии делового опыта», – пишет Ли. Лучших выпускников сингапурских школ отправляли учиться в ведущие университеты США и Европы. После учебы за границей многие талантливые студенты возвращались в Сингапур, потому что государство не просто нуждалось в них, но и делало все, чтобы их заполучить. Оно вербовало студентов еще до выпускных экзаменов, добивалось их столь же настойчиво, как и инвесторов. И вот, эти люди сегодня входят в правительство Сингапура.
За счет постоянного повышения заработной платы и доходов малого и среднего бизнеса сформировался средний класс и внутренний рынок, что послужило основой для поддержания высоких темпов развития экономики.
Социальное неравенство значительно снизилось. Коэффициент Джини, если его считать по доходам, в Китае составляет 45, Южной Корее 31. В странах с высоким уровнем социального равенства, таких как Норвегия, Германия, Швеция коэффициент Джини ниже 30.
Восточная Азия за последние 60-70 лет, используя западный опыт, продемонстрировала самые удачные примеры создания современного индустриального общества за пределами Европы и США, а также стран, тесно связанных с европейской цивилизацией.
Сейчас «тигры» по уровню дохода на душу населения находятся рядом с США и самыми богатыми европейскими странами. Китай по общему объему ВВП занимает второе после США место (55% от США), а из-за высокой численности населения по доходу на душу населения занимает 86 место среди 186 стран.