(057) 714-96-90 (057) 714-96-89 (067) 577-47-55
 61037, г. Харьков, пр. Московский, 122 Б  info@kcci.kharkov.ua
Нераскрытая Румыния: перспективный рынок, который не замечают украинские экспортеры

2017-02-27 12:00:00

Нераскрытая Румыния:
перспективный рынок, который не замечают украинские экспортеры

 

Украинские производители постепенно осваивают европейские рынки. Конечно, прежде всего растет экспорт к нашим ближайшим соседям.

Достаточно показателен пример Польши – за последние пару лет украинские товары в польских супермаркетах перестали быть исключением, экспортеры принимают амбициозные стратегии, вкладывая деньги в то, чтобы занять специальные места на полках польских супермаркетов, а также в рекламные кампании.

Но другие страны, в том числе соседние, не пользуются таким же интересом со стороны украинских экспортеров.

 

Яркий пример – Румыния. Это тоже наш ближайший сосед, страна с большим рынком (население – 19,5 млн), ее экономика показывает едва ли не лучшие темпы роста в ЕС (в последнее время – 4-6% в год).

Но украинские товары практически не представлены на данном рынке.

Правда, в украинском посольстве уточняют: товары украинского происхождения, в том числе пищевые, все же продаются в Румынии. "Дело в том, что подавляющее большинство нашего пищевого экспорта в Румынию попадает туда в виде сырья, здесь расфасовывается и поэтому продается как местный продукт", – объясняет первый секретарь украинского посольства по экономическим вопросам Борис Патраш.

В подтверждение своих слов он демонстрирует распечатки со статистическими данными. Действительно, по результатам 11 месяцев прошлого года темпы роста украинского экспорта в Румынию составили 23,8% (до $995,6 млн).

Да, это очень хороший показатель, если бы не одно "но". Дело в том, что значительная часть этого экспорта (точнее – 21,6%) – это "древесина и продукция из древесины". Здесь стоит напомнить о многочисленных скандалах вокруг моратория на экспорт древесины, который с начала этого года распространился и на сосну. А соответственно – до расширения этого моратория темпы такого экспорта росли "за сегодня и за завтра".

При этом пищевая продукция составляет лишь 5% от нашего экспорта в Румынию.

А соответственно, возникает вопрос: почему украинский бизнес игнорирует этот рынок? Возможно, он кажется менее перспективным, чем польский (меньше население, ниже уровень доходов)?

Или этот рынок считается более сложным, а на то, чтобы приспособиться к вкусам румын, требуется больше времени и усилий, чем, например, к вкусам поляков или чехов?

Приведем пример харковской компании активно работающей над выходом на румынский рынок.

Компания "Тайфун-2000" производит десерты. Эту продукцию, чей срок реализации составляет 28 дней, сложно продавать в Западную Европу. А следовательно, компания в первую очередь искала рынки сбыта в соседних странах.

"Решение начать с Румынии – в значительной степени случайность, – рассказывает директор по экспорту Марина Шевцова. – Просто в Румынии проводилась профильная выставка, поэтому мы поехали туда, а после – начали работу".

По ее словам, такой выбор имеет и свои преимущества по сравнению с Польшей. "Обычно украинские компании выбирают выход на польский рынок как начало для дальнейшей экспансии в Восточной Европе. Это понятно – население Польши больше, вкусы схожие. А значит, освоившись на этом рынке, можно смотреть и на соседние", – говорит она.

В случае Румынии преимуществом для украинских экспортеров является лояльность потребителей к иностранным продуктам.

Это несколько отличается от других европейских стран, в которых потребители все же отдают предпочтение отечественному производителю.

"Конечно, это отнюдь не означает, что можно не думать о качестве. Но украинские компании уже давно способны производить продукты достойного качества для продажи в Европе", – рассказывают в "Тайфун-2000".

Тем более, что мнение о разности вкусов на практике чаще всего оказывается мифом. "Конечно, определенные особенности есть всегда. Например, там вряд ли будет пользоваться большим спросом селедка – румыны предпочитают мясо. Но постепенно вкусы местных жителей все больше приближаются к общеевропейским, так же, как и в Украине. А значит, больших проблем, связанных с особенностями местных вкусов, ожидать не стоит", – говорит Марина Шевцова.