(057) 714-96-90 (057) 714-96-89 (067) 577-47-55
 61037, г. Харьков, пр. Московский, 122 Б  info@kcci.kharkov.ua
Украине необходима новая модель поддержки экспорта для малого и среднего бизнеса

2016-01-20 12:00:00

С 1 января 2016 года, в соответствии с Соглашение о зоне свободной торговли с ЕС,  сертификати происхождения товаров формы EUR. 1 стали видавать таможенные органы. Ранее полномочия относительно этого возлагались на торгово-промышленные палаты. ТПП Украины не ставит задачей пересмотр принятого решения, но акцентирует внимание на том, что Украине необходима новая модель поддержки экспорта для малого и среднего бизнеса. Ведь на сегодняшний день фундаментальной, понятной и доведенной до бизнеса целостной концепции поддержки внешнеэкономической деятельности и экспорта пока не существует.

Ситуацию комментирует Сергей Свистиль, вице-президент ТПП Украины, эксперт по вопросам ВЭД:

– ССамое уязвимое звено в структуре экспорта является малый и средний бизнес. В Украине структура, определяющая соотношение между малым, средним и крупным бизнесом, совсем иная, чем в ЕС. Мы должны еще многое сделать, чтобы МСП заняло соответствующее место в строении внешней торговли с ЕС. Нужно менять ситуацию: добавить бесплатные сервисы со стороны негосударственных учреждений и государственной, в том числе финансовую, поддержку этому сектору экономики. Но первое мы разрушаем, а второго еще не имеем.

Разрушаем потому, что до этогоо времени ТПП оформляла преференционные сертификаты происхождения формы EUR. 1 на платной основе и, фактически, действовала така модель: мы зарабатывали в основном за счет крупного бизнеса и, в силу нашей неприбыльности, перераспредиляли деньги, давая поддержку МСП. Это работало эффективно. Только за последний год палатами было проведено более 150 бесплатных мероприятий для МСП, включая семинары, конференции, практикумы, несколько тысяч консультаций. Затратную часть мы брали на себя, что  не сможем делать в дальнейшем – по той причине, что исчерпывается источник получения финансирования. В результате складывается парадоксальна ситуация – мы направляемся в Европу, но сокращаем поддержку МСП по вопросам углубленного экономического сотрудничества с ЕС.

Торгово-промышленные палаты были готовы взять на себя поддержку экспортеров от МСП, опираясь на источник финансирования через механизм выдачи экспертных заключений. Но наши предложения на этот счет не были приняты Кабмином. Хотя Законом Украины о торгово-промышленных палатах определено, что в тех случаях, когда сертификаты происхождения выдаются таможенными органами, торгово-промышленные палаты предоставляют экспертные заключения, порядок предоставления которых определяет Кабмин.

Мы не ставим вопрос узко: а где же деньги для ТПП, а, наоборот, стараемся предложить действенный механизм поддержки экспорта МСП, исходя из ограниченности государственных средств.

Потенциал системы торгово-промышленных палат в вопросамх сертификации  – это более 500 квалифицированных, сертифицированнных  сотрудников, которые знают свое дело.

Определение происхождения товара –  серьезная тема учитывая конкурентную борьбу на рынке. С малым и средним бизнесом должен работать подготовленный специалист. На практике у предпринимателей будут возникать не только проблемы с оформлением сертификатов происхождения. Вряд ли стоит требовать от инспектора фискальной службы практической помощи по таким вопросам, как предоставление рекомендаций по выбору режима преференций и корректировки конечной переработки для того, чтобы товар, который поставляется, отвечал требованиям украинского происхождения, или помощи по подготовке контракта или других экспортных документов. По нашему опыту, становление опытного специалиста по вопросам сертификации происхождения занимает 2-3 года.

Особенно нас волнуют факты задержки выдачи сертификатов таможенными органами в случаях, когда эти жк компании уже получали сертификаты этой же формы в ТПП ранее и уже были проверены с точки зрения соответствия условиям украинского происхождения товаров. Это не только потеря времени и денег для МСП, но и разрушение отечественной системы определения происхождения товаров, которая считается одной из лучших в Европе.

При этом у нас нет желания противопоставлять ТПП таможенным органам. Наоборот, мы очень тесно сотрудничаем, прежде всего с центральным аппаратом, и получаем соответствующую поддержку. Но мы видим недостаточность штатной поддержки центрального аппарата. Поставленый вопрос выходит за рамки компетенции фискальной службы и ТПП и требует построения модели поддержки МСП в государстве.

Концептуально следовало бы оставить за ТПП функцию выдачи экспертных заключений как обязательный элемент, чтобы за счет полученных средств поддержать малый и средний бизнес до тех пор, пока государство не сможет оказывать финансовую и другую поддержку МСП.

Надо также понимать, что постановка вопроса о выдаче бесплатных сертификатов обманчива. На самом деле, с одной стороны, содержание чиновника, который выдает сертификаты, в конечном счете обходится государству и бизнесу дороже, чем содержание эксперта ТПП. А с другой стороны - надо учесть, что до сих пор не завершено реформирование таможенных органов с точки зрения решения проблем противодействия коррупции. Здесь еще много предстоит сделать. И не будет ли этот бесплатный сертификат в результате чего-нибудь стоить?

Иногда спрашивают: а что вам мешает предоставлять услуги МСП по вопросам оформления сертификатов EUR.1 и другим вопросам ВЭД? Нужно понимать современное положение финансового состояния МСП. В ведущих странах МСП получает дотации от государства. Денег, которые мы можем получить от МСП, недостаточно для удержания необходимых специалистов в 98 пунктах выдачи сертификатов (пунктах поддержки экспорта) в регионах. Поэтому мы будем вынуждены сократить численность наших сотрудников на местах, к тому же в той части, которая наиболее опытна в европейских вопросах.

В этом смысле было бы понятно, если бы зарубежная техническая помощь для МСП предоставлялась через неприбыльные торгово-промышленные палаты, как разветвленную систему поддержки бизнеса на местах. Но мы пока не видим существенных сдвигов. Другая важная мысль заключается в том, что нельзя за счет зарубежной помощи финансировать структуры, которые являются параллельными ТПП и которые будут существовать только на время получения помощи.

Ведущие страны мира имеют богатый опыт поддержки деятельности МСП. Это, например, обязательное членство в ТПП с целью обеспечения негосударственной помощи бизнесу. Также это передача ТПП любых монопольных функций или активов, отчисления соответствующего процента от сумм ВЭД-контрактов в специально созданные фонды помощи, создание государственных агентств с широким перечнем сервисных услуг и тому подобное. Что касается Украины, то мы остаемся без всякой поддержки на данном отрезке времени.

Конечно, мы поддерживаем задачу упрощения торговли. Но это упрощение нельзя понимать ограниченно, только как передачу функции предоставления сертификатов EUR. 1 таможенным органам на безоплатной основе. Для экспорта в ЕС торгово-промышленными палатами могут предоставляться сертификаты формы А и общей формы, а таможенными органами - формы EUR. 1. Сначала экспортеру надо определиться, какой сертификат можно и нужно получить. Для этого теперь необходимо обращаться в два органа, тогда как ранее достаточно было обратиться в ТПП. Кроме того, передача таких функций таможни носит ограничительный характер, ведь отношение к сертификатам меняется, и в будущем подтверждения происхождения в основном будет осуществляться самими экспортерами, в рамках создаваемого института утвержденных экспортеров или уполномоченных экономических операторов.

Исходя из сказанного, в государстве целесообразно закрепить за торгово-промышленными палатами роль экспертной организации по определению происхождения товаров в рамках реализации Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. При этом необходимо обеспечить направление зарубежной технической помощи по вопросам поддержки внешнеэкономической деятельности МСП через ТПП. Только так мы сможем на переходном этапе ограниченности государственного финансирования обеспечить надлежащую поддержку МСП и соблюдение государственных интересов в сфере поддержки экспорта.